СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

По материалам Марии Котовской

Быть " замужем " или "за мужем"?..

Среди параметров изучения современной семьи (экономических, социальных, экологических) все большую актуальность приобретают параметры гуманистические. Они учитывают личностные установки человека, включенного в ту, или иную семейную структуру.
Одно из таких понятий - "ценностные ожидания". Период в жизни человека, непосредственно предшествующий его вступлению в брак и созданию семьи, насыщен символикой стереотипных представлений о смысле этого поступка.
Этнокультурное многообразие типов просемейных ценностных ожиданий само по себе всегда представляло проблему для прогностики развития внутрисемейных отношений. Не секрет, что процент "кланово чистых" браков (например, элитарных) в развитых обществах весьма незначителен. А в смешанных браках, разумеется, происходит совмещение различных ценностных систем, результат которого, как правило, трудно предсказуем.
Центр этногендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН, работая в рамках своего тематического на правления (а именно: этнический фактор в эволюции поло-ролевого поведения), поставил перед собой задачу: конструирование ценностной шкалы ожиданий молодых девушек России в переходный для страны период от тоталитаризма к демократии. Эта работа выполнена совместно с Н.Шалыгиной.
Сегодня появились новые, ранее не характерные для нашего общества ценностные установки, оказывающие непосредственное влияние на отношение молодежи к браку и семье. От того, насколько нам удастся выявить и учесть принципиально новые моменты в просемейных ориентациях девушек, сегодня будет зависеть общественная реакция на их поведенческие модели, а в конечном счете - и формирование новой государственной политики в отношении семьи. В среде московской молодежи определился наиболее болезненный узел проблем в личностных установках.
Это касается быстро прогрессирующих новых тенденций в сознании девушек. Игровые тесты убедительно доказывают, что динамика изменений гендерных установок у девушек значительно более вариативна,чем у юношей. Девушки возрастной категории (15-25 лет) во всех предлагаемых им игровых сюжетах явно проявляли склонность к свободному экспериментированию в сфере поло-ролевого поведения.Они предоставляют юношам лишь ту, или иную форму реагирования.
Это наблюдение и дает основание искать первопричину изменений просемейных ориентаций молодежи прежде всего именно в ценностной шкале девушек.
Доминирующая инновационная черта в поведенческих моделях наших респонденток была обозначена нами как "комплекс маскулинности"
Само это понятие применительно к нашим респонденткам является достаточно условным. Мы подразумеваем под ним все те ценностные мотивации, которые логически приводили участвовавших в
исследовании девушек к выбору нетрадиционной для российских женщин поведенческой модели.
Как правило, "комплекс маскулинности" характерен для девушек с ярко выраженной наступательной тактикой в поведенческих моделях.
Обычно они довольно энергичны и целеустремленны.

"Умею управиться с компьютером и мужчинами..."



Специально подготовленный психологический тест, предварявший глубинное интервьюирование, показал независимость и самостоятельность в принятии решений, честолюбие, развитое чувство соперничества и стремление к лидерству, четко сформированные жизненные установки. Их личностные самохарактеристики в письмах-сочинениях, анализ которых также входил в нашу методику, насыщены лексически ударными выражениями и эффектными стилистическими оборотами:
-Студентка 18 лет: "..Люблю официальные приемы и деловых обходительных мужчин. Обожаю чайные розы и больших собак..."
-Служащая, 23 года: "Умею управиться с компьютером, паяльником, поваренной книгой, мужчинами и фотоаппаратом... Люблю спорт и светскую болтовню."
-Студентка, 19 лет: "Я девушка эффектная и общительная, женственная и кокетливая, эрудированная и потому требовательная, принципиальная и... непредсказуемая."
-Школьница, 16 лет: "Спортивная, легкая на подъем, веселая и беспечная, смелая и напористая."
-Художница, 22 года: "Независимая, раскрепощенная и трудно предсказуемая... Люблю быть в центре внимания шумных и веселых компаний... Стремлюсь изменять себя и все вокруг..."
Основной постулат, декларируемый девушками этого типа - абсолютный приоритет их творческой самореализации в работе перед всеми другими социально значимыми функциями женщины в современном мире. Идеальная женщина, по их мнению, - это прежде всего работающая женщина, причем работающая с увлечением и полной самоотдачей.
-Студентка, 20 лет: "...У нее интересная работа, женщина самовыражается через профессию, работа приносит ей удовлетворение, сознание собственной значимости. Ее ценят коллеги и руководство. Сферы ее профессиональной деятельности ограничены только ее склонностями, интересами и желанием..."
-Телефонистка, 17 лет: "...Она - творческая натура. Сама жизнь вдохновляет ее и тогда она работает: пишет стихи, сочиняет музыку и т. п."
-Студентка, 17 лет: "...Она - врач-психолог, имеет частную клинику, посвящая ей все свое время..."
-Школьница, 16 лет: "...Сегодня ее настроение еще лучше обычного. Радость за свои победы переполняет грудь. Она довольна уходящим днем, но собой довольна вдвойне. Сбылось самое заветное желание, на которое ушло столько сил: она - первая, самая лучшая в конкурсе красоты! Сколько впереди интересной работы!.."
-Школьница, 16 лет: "...У нее обязательно есть любимое дело. Она - писатель-фантаст. Пишет романы, повести, рассказы, которые многим нравятся. Это ее основное занятие, за которое она, кстати, получает неплохие деньги..."
-Безработная, 18 лет: "По характеру она - деловая женщина, хотя ее работа может не иметь ничего общего с предпринимательством. Она может быть учительницей, стюардессой, переводчиком. Свободного времени имеет как раз столько, сколько нужно для того, чтобы отдохнуть и не заскучать..."
-Студентка, 21 год: "...Прежде всего, она - деловая женщина. Работает в частной фирме начальником средней руки. Хотя вполне может возглавить и какое-нибудь свое дело. Главное - ей необходимо выразить себя в творческой работе и удовлетворить свою потребность в общении с другими людьми...''
Сверхценность для девушек этого типа - творческая само реализация фактически подчиняет себе все другие сферы их жизни, но не однозначно. Наиболее гармонично сочетаются с образом жизни деловой женщины те усилия, которые девушки затрачивают на создание своего индивидуального имидж-стиля. Российские женщины предыдущих поколений вели, например, общественную работу и вынуждены были "представительствовать". Официозный стиль "советской женщины" (строгий, в серо- коричневых тонах безликий костюм, волосы, зачесанные наверх, собраны в пучок, застывшее выражение лица без косметики, портфель с бумагами, и т. л.).
Современные девушки, делающие карьеру, придают совсем иное значение своей внешности. Для них это способ преподнести личную индивидуальность в мире конкуренции, выделиться, для того чтобы победить.
-Студентка, 20 лет: "Она не обязательно красива, но с шармом... Любит моду, но не следует ей слепо, предпочитает одежду, которая ей идет... Имеет свои любимые духи, которые для нее - символ успеха и хорошего настроения...''
-Тележурналистка, 19лет: "Держится, как королева. ...Любой стиль должен подчеркивать достоинство и независимость личности женщины... Некоторая загадочность и даже пикантность во внешнем облике допустимы, но тогда они обязательно должны сочетаться с яркой демонстрацией ее интеллектуальных возможностей... Ум ее должен быть очень острым, чтобы женщина могла выпутаться из всех неловких, смешных, неприятных ситуаций, в которые может поставить ее жизнь..."
-Студентка, 21 год: "Она считает невозможным для себя шокировать окружающих своей внешностью... Цветовая гамма и фасон ее туалета должны "работать" так, чтобы приносить успех в конкретных переговорах, выступлениях и т.п... Одежда не должна быть переполнена "женственными" деталями (это может настроить оппонента на нежелательный для нее тон разговора), макияж столь тонок, что остается практически незаметным, однако подчеркивает все достоинства ее внешности..."
Хотелось бы отметить, что девушки данного типа не склонны пользоваться своими природными женскими качествами в процессе "делания карьеры". Создание имидж-стиля является органичной частью их творческой самореализации, по сути такой же осознанной работой, как и приобретение, скажем, профессиональных навыков.
Однако столкновение с маскулинной ментальностью, господствующей в деловом мире, вынуждает их с особой изощренностью искать компромиссных вариантов. Не желая ни при каких обстоятельствах жертвовать своей женственностью, девушки этого типа в массе своей демонстрируют тенденцию к принципиальному ужесточению поведенческой модели. Фактически это означает переоценку значимости традиционно женских функций в существующей системе поло-ролевых ценностей.

Становятся ли Золушки принцессами?..


Процесс этот в действительности очень сложен и протекает не без потерь как для женщин, так и для мужчин. Материал нашего исследования показывает, что сами девушки рассматриваемого типа с трудом отдают себе отчет в происходящих в их со знании переменах. Так, сюжеты ситуативного интервью, связанные с организацией домашнего быта первоначально воспринимались нашими респондентками весьма позитивно.
Девушки с энтузиазмом откликались на просьбу описать, например, типичное, с их точки зрения, поведение женщины после окончания трудового дня. Одним из условий развития сюжета было присутствие мужа в ее жизни. Предполагалось также, что брак удачный и между супругами существует полное взаимопонимание. В обобщенном виде картина получилась следующая:

"..Ее дом ничем не напоминает гастрономический магазин. Обедать и ужинать она предпочитает в уютном ресторанчике, недалеко от своего офиса. Это и понятно: домой ей не удастся вернуться до позднего вечера, ведь столько дел на работе надо еще успеть сделать! Ее все понимающий муж, если тоже не занят, нередко составляет ей компанию... Конечно, она прекрасная хозяйка и очень любит готовить. Поэтому, когда в дом приглашаются близкие друзья, она может себе позволить с упоением повозиться на кухне и блеснуть перед гостями искусным приготовлением нескольких экзотических блюд."
Иными словами, в идеальных ценностных установках респонденток фактически запрограммирован мужской подход к обустройству своего быта. Именно поэтому девушки не связывают свое ожидаемое будущее, скажем, с такой перманентной функцией российских женщин, как повседневное приготовление еды в семье, покупка продуктов, не терзают себя (в процессе развития игрового сюжета) вопросами типа: "Чем я буду кормить сегодня мужа?" и т. д.
Вообще жизненные идеалы этого типа девушек с большим трудом, судя по полученным нами результатам, согласуются с "домашней жизнью". В большинстве их ответов быт или совсем не прорисован, или выглядит настолько рафинированно, что напоминает рекламное клише. Очень характерен в этом плане игровой сюжет "Дом".
Подавляющее большинство наших респонденток (89%) в ситуации выбора оптимального жизненного пространства для семейной жизни фактически "фотографируют" последние (на момент опроса) рекламные ролики TV и журнальные интерьеры.
-Радиожурналистка, 22 года: "У нее свой собственный дом на берегу Средиземного моря, где-то недалеко от Марселя... Там есть вся необходимая техника... Несмотря на то, что она все свое свободное время проводит в разъездах по различным странам, все же любит недельку-другую побыть дома, в уютной обстановке домашнего комфорта..."
-Студентка, 20 лет: "Имеет свою квартиру в центре большого города, которая содержится в идеальном порядке... Здесь она любит иной раз отдохнуть с любимым или мужем... Но сидеть дома постоянно не в ее характере..."
-Школьница, 17 лет: "Дом ее при современном оснащении имеет вид той эпохи, в которой она живет... Постоянными обитателями дома будут кошка и собака - два молчаливых друга."
Характерно, что Дом в интерпретации девушек данного типа всегда оказывается полупустым - красивым, уютным, но не населенным родными и близкими людьми. Дом для них - место личного отдыха, причем недолговременного. Основная жизнь протекает вне его рамок, лишая дом собственной самоценности. Домашняя жизнь как традиционная система ценностей в жизни женщины не просто отходит на второй план, уступая место профессиональной карьере, - происходит девальвация этой системы в ментальности молодых российских девушек инициативного типа.
Все, что связано с внутренним миром домашней жизни, лишено для них перспективы развития. Более того, препятствует их движению вперед и, в конечном счете, - выживанию в жестких условиях сегодняшней российской реальности. Сильное рациональное начало в их психическом складе заметно раскрепощается в экстремальной ситуации борьбы за выживание. Нарушается сформированный предыдущими поколениями баланс стереотипов мужского и женского поведения.
В России ей всегда предлагают "горящую избу", а она хочет отдельную квартиру...
Волевая, сильная женщина никогда не была редкостью в России.
Однако в относительно стабильных условиях развития социума эти ее качества, как правило, выражались прежде всего во внутрисемейных отношениях. Они проявлялись в той или иной форме авторитарности.
Драматические вехи российской истории (революции, войны, великие стройки и т. л.) нередко как бы "выталкивали" женщин такого типа на поверхность общенациональных событий. Но при этом ролевое поведение женщины ею же самой временно (!) лишь приравнивалось к мужским поведенческим моделям ради достижения единой цели. В наступавшей после очередного тотального катаклизма стабилизации общественная мораль оказывалась не склонной к востребованию маскулинного потенциала женщин, возвращая все "на круги своя". И абсолютное большинство самих женщин воспринимали это вполне естественно, вновь становясь в первую очередь "хранительницами очага" и даже не пытаясь расширить социальный диапазон своих возможностей.
Традиционный поло-ролевой баланс в России просуществовал дольше, чем во многих западных странах. Это стало возможным из-за мощи тоталитарного режима в нашей стране, основанного на устойчивости патриархатных отношений во всех сферах жизни общества. И сегодня, судя по жестокой борьбе молодой российской демократии с тоталитаризмом, феминистская идеология идет непростым путем к массовому общественному сознанию в России.
Именно поэтому так нелегко осваивать молодым россиянкам новую парадигму ментальности. Инициативный тип девушек ярко демонстрирует сложности и противоречия этого процесса. Они не способны в силу своих личностно-психических особенностей, смириться с консервативностью традиционной "домашней жизни". Они как бы "вычеркивают" ее из своей идеальной системы ценностей, стремясь рационально направить усилия в более перспективную, с их точки зрения, область самореализации.

Библиотека

Выход в кабинет