ДАМСКИЕ ЖУРНАЛЫ

"Журналы для дам", Людмила Письман

Года два назад пестрый ассортимент газетно-журнальной продукции пополнился многочисленными образцами «журналов для дам». На разноцветных глянцевых обложках замелькали зовущие взгляды и многообещающие улыбки, а также ласковые женские имена: Лиза, Маруся, Дуняша, Санта, Натали... Мне захотелось покопаться в этом ворохе дамского чтива. Постепенно чисто читательский, обывательский интерес перерос в исследовательский. Я попыталась проанализировать влияние, которое оказывает на женское сознание эта безобидная и непритязательная журнальная продукция, и обнаружила немалую опасность. В чем? Да в том, что их редакторы, независимо от пола, играют по правилам мужского мира, навязывая читательницам свой стереотип женского поведения. Примеры откровенного сексизма буквально рассыпаны по страницам этих изданий.
Начнем с журналов для девочек-подростков. Два таких журнала - «Штучка» (иллюстрированное приложение к журналу «Ровесник») и «Маруся» (редакция журнала «Бумеранг») - близнецы сестры. В штучке-марусе юная читательница найдет: гороскоп; новости из области моды; диету «как стать похожей на топ-модель»; сведения о свадьбах и разводах тех же топ-моделей, сдуваемые с зарубежных аналогов; рецепт мармелада «розовый восторг»; сонник, тесты и прочее. Правда, кое-какие отличия все же имеются. У «Штучки», например, есть маленькая претензия на интеллектуальность - «Словарь любви». Наиболее любознательная девочка узнает из него, что Анна Ахматова была «женщиной редкостной красоты, но с Гумилевым ей было тесно вместе»; что в юного Байрона безумно влюблялись, но он оставался «плохим мальчиком»; что стиль барокко - «роскошная плоть и прямая эротика»...
Плачущим от неразделенной любви предоставляются две уютные «жилетки». Этих «лучших подруг» зовут Андрей («Маруся») и Саша («Штучка»). Они подскажут доверчивым читательницам, как понравиться «крутому» парню или как 15-летней девочке победить сердце взрослого мужчины. Ни разу я не встретила на страницах «девчоночьих» изданий разговоров, например, о выборе будущей профессии. Из читательниц готовят либо уж сразу жен «новых русских», либо, на худой конец, фотомоделей. Это, кстати, единственная специальность, о которой упоминают «Маруся» и «Штучка» в различных интервью и пособиях по улучшению фигуры.
«Всем известна фраза «Сделай себя сам». Избери ее своим жизненным девизом, следуй ей и увидишь, что жизнь твоя круто изменит свое однообразное течение», - наставляет «Маруся». Как же должна девушка, «обдумывающая житье», делать себя? Наверное, заняться самообразованием, почитать книги, освоить языки и компьютер... Ничего подобного! «Загляни в холодильник - там еще остался кусок вчерашнего торта - затем включи мультик, и жизнь покажется не такой уж скучной и пустой». Кроме мультика можно еще позвонить подружке и поболтать с ней или приготовить сногсшибательный салат. «Ну а если тебе совсем ничего не помогает, то вруби магнитофон на полную катушку, залезь в горячую ванну, скажи пару слов в адрес своего паршивого настроения». Вот и вся жизненная наука, которая положена девушке на пороге 21-го века. Остальное для нее излишне.
Остается добавить, что в выходных данных «Маруси» все фамилии членов редколлегии - мужские. Видимо, главный редактор Сергей Тупиченков считает, что нечего глупых женщин подпускать к такому нешуточному делу как воспитание девочек-подростков. Они еще, чего доброго, научат каким-нибудь ненужным идеям. Потому-то мужчины-редакторы стремятся залить патокой мозги юных читательниц, чтобы они не вздумали шевелить ими самостоятельно.
Когда малолетние поклонницы «Маруси» подрастают, их начинает просвещать старшая русско-немецкая сестра - «Лиза». Это все тот же дамский винегрет из тестов, гороскопов, рецептов всевозможных салатов и советов «как понравиться». Главное место здесь принадлежит моде. Вернее, не моде как таковой, а советам «как одеться так, чтобы откровеннее раздеться». Еще целая армия экспертов и психологов из номера в номер учат читательниц очаровательно улыбаться в ответ на попреки и ворчание «хозяев» жизни. «Если на пороге дома возникнет фигура усталого и раздраженного неурядицами супруга, встретьте его доброй улыбкой и предложите горячий ужин. Он тут же оттает». Только не перекормите! «Первая заповедь - накорми любимого мужчину, но не досыта, а легкими, острыми, пряными блюдами для сексуального настроя».
Если же у читательниц найдется немного времени для отдыха, то... «поболтайте с соседкой; ощутите силу солнечных лучей; расслабьтесь в ванной; посидите одна в кафе; наконец, займитесь любовью». Где-то мы это уже слышали... Видимо, издатели «Маруси» и «Лизы» считают, что женщине вообще необязательно учиться грамоте. Достаточно закончить сельскую начальную школу, чтобы суметь по складам разобрать очередной «клубничный салат с креветками».
Надо все же отдать должное «Лизе»: ее сексизм довольно мягкий, не воинствующий. В других журналах мы можем прочесть вещи куда более откровенные. «Мужчина хочет секса и ничего кроме секса, - утверждает психолог Олег Петренко из еженедельника «Женские дела», - а женщины должны научиться угадывать его желания, понимать между слов».
Некоторые дамские издания в своей откровенности доходят до открытой пропаганды насилия, которая исходит чаще всего из мужских уст. Мужчины опять же считают, что им со стороны виднее, на каком языке надо разговаривать с женщиной, чтобы «была шелковая». В журнале «Натали» (учредитель и редактор Марк Монусов) некий Борис Кумер излагает основные виды борьбы с женской истерикой, из которых самое эффективное средство, по мнению автора, - «двумя пальцами сжать ей горло». «Остыв и осознав масштабы своей вселенской глупости, женщина уяснит для себя, что она с помощью черных сторон своей психики сумела разбудить в вас зверя, так и поделом ей. А если вы выскажете свои сожаления по поводу происшедшего, осознавая, что грубо воспользовались силовым преимуществом, женщина начнет почитать в вас мужскую силу и несгибаемость». Нужно ли говорить, насколько опасны такие пассажи, где автор оправдывает самый безнаказанный вид преступления в нашей стране - домашнее насилие! Кажется, еще немного и он вспомнит те времена, когда женщин сжигали на кострах как раз за «черные стороны психики»!
Пренебрежительное и снисходительное отношение к читательнице проявляется даже в таких мелочах, как советы по выбору подарков. Журнал «Санта» считает женщину настолько несамостоятельной, что отказывает ей в праве выбора даже здесь. По мнению автора статьи «Для мужского пользования» Алекса Гурмэ, кавалер, покупающий подарок любимой, обязан ориентироваться не на ее вкус, а на вкусы ее родителей. Что бы ни было преподнесено к празднику: белье, шампунь или мягкая игрушка - «родители будут тронуты» или «родителей обрадует твой подарок, если они рачительные хозяева». В качестве подарка невесте можно преподнести и оружие, например, газовый пистолет. Однако автор тут же предупреждает, что «женскому полу не стоит доверять в способности верно оценить обстановку, когда его можно применить, а когда - нет». Короче, дама - существо неуравновешенное, неуправляемое и справиться с ее капризами, вывертами и прочими «черными сторонами психики» могут либо строгие родители, либо муж, либо уж, на худой конец, милиция. Короче, кто-нибудь, имеющий «силовое преимущество».
Но довольно цитат. Я допускаю, что статьи о том, как нужно красиво одеваться, вкусно готовить, ласкать любимого и подбирать занавески к дивану - могут быть полезны. Однако, я никак не могу согласиться с тем, что почти все издания, адресованные женщинам, ограничиваются только этим кругом тем. Все-таки подавляющее большинство жительниц нашей страны - работающие женщины, и им нужна другая информация, которую не встретишь на глянцевых страницах «розовой прессы». Им необходимы сведения о правовых основах положения женщин, о ситуации на рынке труда, о заочных школах переквалификации, пособия по бизнесу, экономике и т.д. Увы, на женщин самостоятельных, активных, творческих (или желающих быть таковыми) издательский коммерческий рынок не рассчитан. Встает вопрос: почему? Ведь серьезная журнальная продукция необходима женщинам и наверняка имеет спрос не меньше, чем «Лиза». Можно предположить, что издатели «розовой прессы» свято чтут завет господина Меликьяна, не так давно бесславно ушедшего с арены российской политики: «Мы не будем создавать рабочие места для женщин, пока их не хватает для мужчин». Действительно, зачем еще женщинам рабочие места?! Пусть сидят себе дома, вяжут кофточки, режут салаты и ублажают мужчин!
С недовольством тем, что женщина вырывается из-под контроля, весьма часто можно столкнутся и на страницах обычной прессы. Нередко сожаления по поводу устремления женщин в традиционно мужские сферы звучат в интервью известных и авторитетных людей. Даже знаменитый драматург Эдвард Радзинский высказался нелицеприятно на тему «деловых дам». Что уж тогда говорить о тех, кто не столь отягощен культурой?! Еще пример. Во время одной из телепередач популярный певец Александр Малинин, согласно сценарию, должен был вручить букет цветов культурологу и поэтессе Нине Габриэлян (к справке: Нина - издатель русского феминистского журнала «Преображение»). «У всех феминисток не все в порядке с сексом, - заявил певец. - У меня уже третья жена, у нас все в порядке с этим делом, и ни о каком феминизме она и не помышляет». Стоит ли после этого удивляться, что корреспондент журнала «Санта» интересуется у Марии Арбатовой: «А может ли феминистка быть нормальной женщиной?»
Возвращаясь к вопросу о журнальной продукции для женщин, хочу отметить, что одновременно с засильем «розовой прессы», выступающей одним из орудий борьбы с ростом женского самосознания, стали появляться журналы противоположного толка. В них не упоминается о «рельефных строчках» и «клубничных салатах», а ведется серьезный разговор о женских правах и обязанностях, о задачах самореализации женщин, о создании рабочих мест, о социальной помощи себе и другим. Это некоммерческие журналы «Преображение», «Женщина Плюс....», молодежное издание «Девочки просят внимания», журнал «Новая занятость», полностью посвященный вопросам женской безработицы и борьбы с ней. И хотя таких изданий пока не много, голос их звучит все громче.
Я надеюсь, что эпоха моды на «розовую прессу» подходит к концу. Об этом свидетельствует тот факт, что номера дамских журналов трех-четырехмесячной давности продают распространители в электричках за весьма низкую цену. Стало быть, спрос на них падает. У людей, месяцами не видящих денег, пышные кружева «высокой моды» и нагромождения из ананасов и шоколада, могут вызвать разве что раздражение и голодный обморок. Наши современницы ждут нового, более ответственного, более правдивого, более взвешенного слова и пытаются произносить его сами.

Библиотека

Выход в кабинет